Новости

Общественная палата будет работать по новому закону. Что изменилось?
25 октября 2017

Депутаты Ярославской областной Думы приняли региональный закон «Об организации и деятельности Общественной палаты Ярославской области». Новый закон пришёл на смену закону 50-з от 7.10.2008 «Об Общественной палате Ярославской области» и разработан в связи с требованиями федерального законодательства, которое устанавливает единые принципы формирования и деятельности всех общественных палат субъектов федерации.

 

С учетом того, что формирование нового состава Общественной палаты начнется уже в ноябре, предлагаем ознакомиться с основными изменениями в региональном законодательстве об Общественной палате.


Было: численность членов ОПЯО – 80 человек.

Стало: численность членов ОПЯО – 75 человек.

 

Комментарий: Общественная палата Ярославской области с самого начала своей работы была одной из самых многочисленных в стране. Причиной тому был принцип представительства каждого из 20 муниципальных районов и городских округов. По количественному составу Общественную палату Ярославской области превосходили менее десятка региональных палат. Новое законодательство подразумевает формирование ОПЯО по трём третям, поэтому новая численность составила 75 человек.

 

Было: Члены ОПЯО назначались Губернатором области, выдвигались муниципальными общественными палатами, избирались из числа кандидатов от НКО.

Стало: Всех кандидатов в ОПЯО выдвигают НКО. Из их числа треть назначается Губернатором области, треть – Областной думой, треть – избирается путем голосования.

 

Комментарий: Если ранее только половина состава Общественной палаты являлась представителями некоммерческих организаций (во вторую входили люди, назначенные Губернатором и выдвинутые муниципальными общественными палатами), то отныне любой кандидат в Общественную палату должен быть выдвинут некоммерческой организацией. В зависимости от формы и территориальной сферы деятельности НКО документы кандидата подаются в один из трёх блоков формирования:

1) 25 человек из числа кандидатур от структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений будет рассматривать и назначать Губернатор области,

2) 25 членов ОПЯО от кандидатов, выдвинутых региональными общественными объединениями и НКО назначит Дума посредством голосования,

3) оставшихся 25 человек из числа кандидатов, подавшихся от местных общественных объединений, изберут предыдущие 50 членов Общественной палаты.

Общий список требований к кандидатам и НКО за небольшими исключениями остался без изменений, а количество подаваемых документов изменилось в большую сторону: в дополнение к решению руководящего органа НКО, копии устава, выписке из ЕГРЮЛ, сведениям о кандидате, согласии на работу в ОПЯО и согласии на обработку персональных данных теперь необходимо будет прикладывать копию паспорта кандидата, информацию о деятельности НКО и подтверждение отсутствия у кандидата ограничений к членству в ОПЯО.

Подробный перечень с формами всех документов будет выложен в объявлении о формировании Общественной палаты.

 

Было: кандидаты, не прошедшие в состав Общественной палаты, попадают в резерв Общественной палаты.

Стало: резерв Общественной палаты перестаёт существовать.

 

Комментарий: Резерв кандидатов в Общественную палату Ярославской области был создан в начале текущего созыва – в него попали все кандидаты, не прошедшие в состав по итогам формирования, а также отдельные граждане, захотевшие войти в него уже в процессе работы текущего созыва ОПЯО. Именно из резерва кандидатов назначались в Общественную палату новые члены взамен выбывших, также члены резерва приглашались в качестве экспертов на основные мероприятия Общественной палаты. Федеральные изменения затронули и эту практику – резерва отныне существовать не будет, а новые члены ОПЯО будут входить в её состав через процедуру доформирования Общественной палаты. Что касается института экспертов Общественной палаты, то он продолжит свою работу в неформальном статусе – даже по существующей практике практически в каждой комиссии ОПЯО есть несколько экспертов, не имеющих формального статуса, но с интересом участвующие в общественной работе.

 

Было: пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже 1 раза в квартал.

Стало: пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже 1 раза в 4 месяца.

 

Комментарий: Федеральные нововведения снизили требования к Общественной палате в части периодичности проводимых пленарных заседаний. Члены Общественной палаты при этом отмечают, что это послабление никак не скажется на их работе – необходимость собираться всем составом в любом случае остается востребованной. Только в 2017 году проведено 5 пленарных заседаний и до конца года пройдёт ещё минимум 1.

 

Было: обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляет департамент общественных связей Ярославской области.

Стало: для обеспечения деятельности Общественной палаты будет создан аппарат Общественной палаты.

 

Комментарий: Федеральное законодательство четко определяет создание аппарата Общественной палаты в форме государственного учреждения или его структурного подразделения. Таким образом, функции по обеспечению ОПЯО будут переданы из департамента общественных связей в аппарат Общественной палаты.

 

Уже в ближайшее время новый закон будет подписан Губернатором области Дмитрием Мироновым. Его положения вступят в силу применительно к формированию нового состава Общественной палаты, а потом и ко всей её деятельности.