Новости

Новые аспекты образования обсудили на заседании Общественной палаты ЯО
21 ноября 2019

21 ноября на пленарном заседании Общественной палаты Ярославской области обсудили тему «Воспитание подрастающего поколения: пространство общественного и профессионального взаимодействия».

Тематика заседания предложена членами комиссии ОПЯО по образованию и науке и подготовлена совместно с преподавателями  высших учебных заведений, психологами, руководителями общественных объединений, представителями департамента образования Ярославской области.

В заседании приняли участие директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода, председатель муниципалитета Артур Ефремов, уполномоченный по правам ребенка Михаил Крупин, представители аппарата уполномоченного по правам человека, руководители учреждений дополнительного образования детей, заинтересованные граждане.

Заседание прошло в формате открытого диалога, модераторами которого выступили  заслуженный учитель РФ Михаил Нянковский и старший преподаватель ЯГПУ Кирилл Сапегин.  Три тематических блока дискуссии были посвящены актуальным вопросам воспитания: «Ребенок после уроков», «Ребенок в среде своих сверстников» и «Ребенок в информационном цифровом пространстве».

Поясняя актуальность повестки, председатель Общественной палаты Сергей Березкин отметил:

- Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда занимали и занимают особое место, в повестке социально-общественных отношений, являются ключевым элементом государственной политики. Это подтверждается и майскими указами Президента, и целями приоритетных национальных проектов и, прежде всего, проектом «Успех каждого ребенка». Воспитание есть смысловая основа пространства духовно-нравственного развития личности, где снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и самой жизнью. Тема воспитания - большое пространство для новаций, творчества, расширения сетевого взаимодействия и, конечно, широкое поле для предложений и полемики. Именно поэтому, по инициативе комиссии по образованию и науке Общественной палаты области мы сочли важным рассмотреть этот вопрос в рамках пленарного заседания. Я надеюсь, что мнение уважаемых коллег, представляющих педагогическое сообщество и общественное формирование, позволит сфокусироваться на основных идеях и более эффективно способствовать их переводу в практическую плоскость.

Это мнение поддержал Михаил Груздев, член ОПЯО, ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:

- Вопросы воспитания подрастающего поколения относятся к не очень обширному кругу вопросов, где государственная политика так точно соответствует общественным ожиданиям и общественным вызовам. У нас есть хорошие традиции, но есть и новые вводные: мы живем в принципиально иной экономической модели, и принципально ином информационном обществе. Два этих вызова меняют подходы, эффективные 20 лет назад. Новое информационное пространство диктует новые подходы. Фактически, формирование личности на современном этапе может происходить не иначе как в деятельности, никакие разговоры о ценностях и смыслах формирование личности ребенка не производят. Мы взращиваем новые практики в сфере образования, культуры, спорта, в молодежной политике, в негосударственном секторе, и важно, что на площадке Общественной палаты мы будем обсуждать образцы этих новых практик.

Первый модуль дискуссии открыл Александр Русаков, член ОПЯО, ректор ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Он предложил рассмотреть вопросы создания среды, мотивирующей ребенка развиваться, а также дающей учителю возможности делать то, что интересно школьнику и востребовано обществом:

- Говоря о выполнении национальных проектов, в частности, проекта «Успех для каждого ребенка», мы должны в первую очередь иметь в виду воспитательный аспект, используя для этого самый мощный ресурс – учреждения дополнительного образования детей, которые непосредственно связаны с воспитательной деятельностью.

Участники заседания  обсудили, какими способами можно ответить на новые вызовы в сфере дополнительного образования, какие программы помогут реализовать эти задачи, а также какие новые игроки появляются на этом поле кроме традиционных дворцов пионеров, центров творчества. О своем опыте в этой сфере рассказали  Екатерина Горюшина, руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей ЯО,  Татьяна Талова, директор Детского технопарка «Кванториум 76» г. Рыбинск, Ирина Кузнецова, директор центра «Ресурс». Алексей Соколов, председатель ЯРОО профсоюза работников народного образования и науки, выразил озабоченность тем, что в связи с отказом Пенсионного фонда РФ в праве на досрочное пенсионное обеспечение педагогов дополнительного образования, начавшим работать после 1 ноября 1999 года, из профессии уходят самые квалифицированные и профессиональные кадры. Этот факт является угрозой для выполнения указов Президента по обепечению детей качественным и доступным дополнительным образованием. 

Второй модуль открыла Ольга Правдухина, руководитель Ярославской областной общественной организации «Российский союз молодежи», член ОПЯО. Она предложила тиражировать успешные технологии, наработанные общественными организациями и успешно проверенные на практике. По её мнению - это помощники в воспитательном процессе, но некоторые из них могут нести определенные идеологические риски. Общественная палата, со своей стороны, может разработать стандарт, работающий как фильтр для таких организаций. Успешными кейсами работы со школьниками поделились Елена Глухова, региональный координатор "Российского движения школьников", Светлана Успенская, заведующая отделом Некрасовской библиотеки, Александр Сорокин, председатель клуба Буревестник - Верхняя Волга. Основная идея этих практик -  создание детско-родительских клубов для совместной деятельности родителей и детей. Игорь Ямщиков, глава регионального штаба ОНФ рассказал о способах социализации «трудных детей» и о необходимости перезагрузки работы ветеранских организаций с подростками, а Алексей Таганов, председатель областного «Совета отцов» поделился опытом взаимодействия с крупными торговыми центрами по организации занимательных мероприятий для детей. Андрей Лагузов, член ОПЯО рассказал о совместных проектах родителей и детей по восстановлению старинной техники и участию в парадах Победы.

Третий модуль пленарного заседания ОПЯО: «Ребенок в информационном цифровом пространстве» открыла Ирина Васильева, директор регионального Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. По приведенной ею статистике, современный ребенок перегружен информацией и знаниями, полученными из интернета, при этом не имеет возможности выработать собственное мнение и критично осмыслить факты.

Участники дискуссии согласились, что влияние интернет пространства огромно, и чтобы не допустить негативных последствий, нужно искать способы соединить реальное жизненное и интернет пространства, создать проекты для взаимодействия поколений, а взрослым научиться владеть актуальными и востребованными сегодня инструментами.

В ходе обсуждений участники высказали предложения, которые войдут в итоговое решение пленарного заседания. Решение будет направлено в Правительство региона, органы исполнительной власти, законодателям, муниципальные общественные палаты.