Новости

А. Соколов: «Общественная палата – ядро гражданского общества»
25 января 2021

Напомним, что сейчас активно подводятся итоги деятельности Общественной палаты 4-го созыва. И сегодня Вашему вниманию мы представляем взгляд на работу общественников председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества и защите прав граждан Александра Соколова.

1. Александр Владимирович, как в целом Вы можете охарактеризовать деятельность 4-го созыва Общественной палаты Ярославской Области?

Самое важное это то, что члены Общественной палаты Ярославской области стали активнее и сообща работать. Уже достаточно явно видна кооперация членов палаты между собой, с другим НКО и партнерами. Во-вторых, к Общественной палате «привыкли» и органы власти, и НКО, и другие институты гражданского общества, образовался определенный уровень понимания и осознания возможностей Общественной палаты в публичной политике региона. И сами члены Палаты уже не задаются вопросом «что мы можем?», а берут и делают, помогают по мере сил и возможностей.

Я сам работаю в Палате со 2-го созыва, и, если в начале мы задавались подобными вопросами, то сейчас уже есть понимание какие есть возможности, как легче добиваться поставленных целей и задач. Конечно, 2020-й год поменял многое, сместил акценты в нашей работе. Приоритетом стала помощь НКО, работающим с пострадавшими социальными группами населения.

2. Вы являетесь председателем комиссии Общественной палаты по развитию институтов гражданского общества и защите прав граждан. Какие цели были поставлены комиссией в четвертом созыве? Что удалось осуществить? Что не получилось?

Я выделю три основных наших направления: во-первых, мониторинг состояния гражданского общества на территории Ярославской области, во-вторых, обсуждение профильной тематики для комиссии, обычно, это различные законопроекты либо проекты каких-то профильных программ, нормативных актов. Третье – ситуативное направление – реагирование на возникшие сложные ситуации, новые задачи, которые возникают неожиданно, в том числе по чьим-либо обращениям. У нас есть опыт создания специальных проектных групп для поддержки НКО и их инициатив. Ярким примером такой ситуативной деятельности стал этот год. Пандемия поставила нас перед новыми вызовами, к которым никто не был готов. Как ответ, было инициировано создание коалиции некоммерческих организаций в регионе по поддержке ими друг друга, по распределению различной помощи, в том числе гуманитарной. Конечно, это было бы невозможно без сформированности ранее отмеченных устойчивых связей между членами Палаты и НКО. Важно, что на основе этой коалиции формируются новые группы и новые инициативы.

3. Какие проекты, реализованные комиссией (членами комиссии), Вам бы хотелось выделить, какие запомнились?

Работа комиссии осуществляется по многим направлениям. Ее очень часто не видно, но благодаря ей формируются условия для значимых изменений.

Самым ярким, как мне кажется, был проект по выстраиванию ранее упомянутой коалиции НКО по помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в условиях пандемии COVID-19.

Ещё отмечу наш ежегодный проект - Гражданский форум и Ярмарка НКО. Это большое мероприятие, в которое мы вкладываем много времени и сил. Но именно на этой площадке есть возможность показать значимость НКО, их работы, а также обсудить стоящие перед ними проблемы и задачи.

Отдельным направлением является курирование мониторинга избирательного процесса. Палата стала тем субъектом, который направлял наблюдателей как на всероссийском голосовании по одобрению поправок в Конституцию РФ, так и на проходивших в регионе выборах. Функционировала специальная группа по мониторингу избирательного процесса.

4. Как бы Вы оценили взаимодействие с профильными органами власти, органами местного самоуправления в ходе работы комиссии ОП ЯО?

Основной профильный орган власти, с которым мы взаимодействуем активно в рабочем порядке – это департамент общественных связей. В целом, взаимодействие происходит достаточно конструктивно. Законопроекты, доклад о состоянии гражданского общества, поддержка НКО – всё перечисленное также проходит по линии департамента общественных связей.

Важным направлением является взаимодействие в рамках процедур общественного контроля, работы Координационного совета по общественному контролю. В данный совет входит часть членов областной Палаты, председатели муниципальных палат и некоторые другие субъекты общественного контроля. Общественная палата неоднократно инициировала процедуры общественного контроля. Это позволяло привлечь внимание органов власти к существующим проблемам, запустить процесс поиска их решения.