Новости

«Держава Рерихов» в Любиме
12 сентября 2014

В 2014 году международная культурная общественность отмечает сразу несколько юбилеев, связанных с именами Рерихов. 12 февраля исполнилось 135 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося мыслителя, президента-основателя Института Гималайских исследований «Урусвати» (Индия), 9 октября будет отмечаться 140-летие всемирно известного художника, путешественника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, 23 октября – 110 лет со дня рождения их сына, выдающегося художника и просветителя Святослава Николаевича Рериха. Юбилейные мероприятия пройдут и в Ярославской области.

6 сентября 2014 года в Любимском историко-краеведческом музее открылась выставка «Держава Рерихов». Организаторами этой экспозиции выступили Музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». На выставке представлены репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, копии документов, фотографии. Посетители выставки могут посмотреть художественные альбомы, почитать книги, научные публикации, познакомиться с видеофильмами по теме выставки. Планируется проведение экскурсий.

«Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах... И еще одно важнейшее можно сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю – да и кто знает имя правды? – но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом», – так написал в 1919 году о творчестве Николая Константиновича известный русский писатель Леонид Андреев. Его образное и емкое определение творчества Н.К. Рериха было выбрано для названия  выставки в Любиме.

Организаторы экспозиции решили познакомить посетителей с творческим наследием всей семьи Рерихов. Оно представлено в гармоничном единстве: идеи философской системы Живой Этики, созданной Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, нашли свое отражение в прекрасных полотнах Николая Константиновича Рериха и его младшего сына Святослава Николаевича. Научные изыскания старшего сына Рерихов – Юрия Николаевича, деятельность которого была, в частности, связана с Институтом Гималайских научных исследований «Урусвати», также осуществлялись в русле философских идей этой семьи. Каждый из них прошел свой жизненный путь, «как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно».

Художественное наследие Н.К. Рериха огромно: более 7000 живописных полотен. Картины, этюды, эскизы декораций хранятся в лучших музеях и частных коллекциях во всем мире. В России крупные собрания произведений художника находятся в Международном Центре Рерихов в Москве, в Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока, в Русском музее в Петербурге, в Художественном музее Нижнего Новгорода и в Новосибирской картинной галерее.

Часть жизненного пути Н.К. Рериха прошла по Ярославскому краю. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой направился в большое путешествие по России. «Поездкой по старине» назвал его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов. Первым городом на их маршруте стал Ярославль. Во время путешествия Н.К. Рерихом была написана целая архитектурная серия – более 90 этюдов, воссоздавших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал эту серию картин «Пантеоном былой русской славы». Восхищенный увиденным, Рерих обратился к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь». На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь Святого Власия», «Церковь на Ишне» и другие.

В 1925-1928 г.г. Н.К. Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь этот сложный экспедиционный путь вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич – ученый-востоковед.  По итогам экспедиции в Индии был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати».

15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан первый в истории планеты международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха. В качестве символа защиты культурных ценностей Н.К. Рерих предложил Знамя Мира – белое полотнище, на котором изображены три красных круга, символизирующие прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом вечности.

Инициативы Н.К. Рериха поддержали многие деятели культуры и науки: Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и др. Знамя Мира было поднято в Космос, побывало на полюсах и на высочайших горных вершинах.

Знамя Мира, или Красный крест Культуры, как называл его Николай Константинович, представлено и на выставке в Любимском историко-краеведческом музее.

Главная цель творчества Рериха – воспитание Красотой. По глубокому убеждению художника, Красота  –  тот вечный источник, который возвышает и облагораживает душу человека. Своим искусством он показал, какой может быть высокая Красота, без которой невозможно восхождение человечества по ступеням эволюции.

В течение всей своей жизни Н.К. Рерих оставался патриотом России. Он сохранил российский паспорт. В очерке «Четверть века» Н.К. Рерих писал: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам».

Рерихи стремились передать Родине накопленные ими культурные сокровища: живописные работы, научные труды, рукописи. Но окончательно выполнить волю семьи удалось только С.Н. Рериху. В 1990 году он создал общественную организацию  –  Международный Центр Рерихов, куда и передал рериховское наследие. Доверенным лицом Святослава Николаевича стала Л.В. Шапошникова – известный ученый-индолог, лауреат премии им. Дж. Неру. Сегодня общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве, расположенный в старинной усадьбе Лопухиных, является крупным научным и культурным центром, известным во всем мире.

Вспомним определения Культуры, данные Н.К. Рерихом, – краткие, четкие формулы, полные глубокого значения призывы к добру и знанию: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

Высокое призвание художника состоит в том, чтобы стать для людей учителем жизни, показывать им путь в будущее, пробуждать в человеке Человека. Николай Константинович Рерих блестяще исполнил это призвание.

Выставка «Держава Рерихов» будет экспонироваться в Любиме до 14 октября 2014 года. Далее Ярославское Рериховское общество планируется провести юбилейные выставочные мероприятия в Ярославле и других городах области.